Почему «ВКонтакте.ру» так упорно отказывается от рекламы
Все долго гадали, на чем же будет зарабатывать вторая по размеру российская социальная сеть «ВКонтакте.ру». Самый большой в Рунете трафик — около 0,5 млрд просмотров в день — создатель «ВКонтакте.ру» Павел Дуров не спешит монетизировать привычным для социальных сетей способом, за счет рекламы. Ее на сайте нет вовсе. Зато Дуров не прочь заработать на рекрутинговых услугах. Через пару недель он открывает специальный сервис по поиску работы.
В начале прошлого года студент юридического факультета СПбГУ Олег Лебедев поддался моде и вывесил свою анкету на сайте «ВКонтакте.ру». Так ему было «интересно и удобно» общаться со старыми друзьями и находить новых. Но оказалось, здесь можно не только развлекаться. В июне Лебедев получил через сайт от некоего Ильи Перекопского интересное предложение — поступить на работу в питерский филиал финской компании Hannes Snellman. Лебедев подумал и согласился. За последние полтора года штат этого филиала увеличился вдвое. Почти всех новых сотрудников нашел однокурсник Дурова Перекопский — прежде независимый «охотник за головами», а с прошлой осени гендиректор компании «Профессиональные контакты» — «дочки» «ВКонтакте.ру». «Для меня принципиально, что Илья находит нужных людей очень быстро и профессионально, — делится директор санкт-петербургского филиала Hannes Snellman Виктория Голдман, — а где, в социальной сети или напрямую, мне не важно».
В России социальные сети — совсем новые игроки на рынке электронного рекрутмента. Признанные лидеры здесь — специализированные сайты hh.ru (HeadНunter), superjob.ru и job.ru. Оборот кадровых агентств России в прошлом году составил $800 млн, а интернет-компании, по оценке HeadНunter, заработали на подборе персонала $30 млн. Рекрутмент для социальных сетей — неплохая замена рекламе. Самая известная из работающих на этом рынке сетей — LinkedIn с 20 млн пользователей. Среди ее участников Барак Обама, Билл Гейтс — словом, очень солидное сообщество. В этом году доходы LinkedIn превысят $75 млн. Это вдвое меньше оборотов самой крупной социальной сети в мире, Facebook. Зато пользователей у Facebook больше 70 млн — бизнес LinkedIn в разы эффективнее.
Результаты «Профессиональных контактов» пока скромные: с начала года Перекопский закрыл 50 вакансий. Людей искали с помощью специальных фильтров среди 10 млн анкет «ВКонтакте.ру». Пользователи этой сети при регистрации сообщают о себе довольно много данных — вуз, профессию, место работы и т. д. Причем эти данные они постоянно обновляют — Перекопский пользуется актуальной базой, а не одноразовыми объявлениями, как на большинстве сайтов по поиску работы.
Чтобы разместить резюме на новом рекрутинговом сайте «ВКонтакте.ру», пользователю достаточно будет нажать одну кнопку на своей страничке. К концу года, прогнозирует Перекопский, на сайте будет 1,5 млн соискателей. HeadНunter набрал такое количество больше чем за семь лет.
Социальная сеть — неплохой способ выйти на человека через знакомых, что вызывает у него меньше отторжения, а также найти людей, которые не ищут целенаправленно новую работу, считает директор по маркетингу HeadНunter Ольга Бруковская. Но Сергей Орехов, занимающий аналогичную должность в холдинге «Пронто-Москва» (в него входит job.ru), скептичен: «Чтобы продавать работодателям доступ к базе, надо сделать ее не только массовой, но и качественной. А кроме того, заниматься развитием отношений с этими работодателями, то есть иметь большой офлайновый офис, что социальным сетям несвойственно». К тому же, напоминает Орехов, даже доходы LinkedIn — копейки по сравнению с результатами самого известного в мире сайта по поиску работы monster.com: в 2007 г. он заработал более $1,3 млрд.
Ксения Болецкая, smartmoney.